Все новости
Атайсал
20 Сентября 2022, 12:50

Путь к генеральским погонам

Недавно отметил юбилей почетный гражданин Миякинского района генерал-майор запаса, Герой России, победитель проекта «Атайсал» в номинации «Вооруженные силы, МЧС, полиция» Риф Загитович Гиззатуллин, ныне проживающий в г.Москва.От имени редакции и всех миякинцев поздравляем Рифа Загитовича с юбилеем! Желаем крепкого здоровья, долгих лет жизни, семейного благополучия, мира на земле.

Путь к генеральским погонам
Путь к генеральским погонам

Риф Загитович Гиззатуллин родился 11 сентября 1957 года в деревне Малые Гайны в семье колхозников, у него четыре брата, три сестры. Герой России, генерал-майор. Участвовал в трех войнах, дважды серьезно ранен, дважды получил контузию. Окончил Суворовское училище, Рязанское высшее воздушно-десантное училище, Академии им.Фрунзе и Генштаба. Прошел все командные должности от командира отделения до воинского соединения. Ныне в военной промышленности. Ниже о нем и о его близких.
Вернулись живыми

Поздняя осень. Ночь. Во дворе кромешная тьма. С неба сыпется мелкий назойливый дождь. Бабушка Хидая одна в своей хибаре. Вот уже сколько ночей ей не спится. Ночи она проводит, не смыкая глаз, сидя на нарах, читая молитвы, просит Всевышнего, чтобы муж, Гилемзян, и сын, Загит, живыми вернулись домой. В хибаре холодно, влажно, бабушке очень зябко. Давно ли они жили в хорошем доме, покрытом железом, а сейчас она одна коротает годы в этой халупе.

Муж вернулся только через четыре года. Была глубокая ночь. Кто-то постучал в дверь.
- Гилемзян! Ты вернулся! Освободили насовсем? – Это были первые ее слова мужу, который безвинно просидел в тюрьме несколько лет.
Гилемзян сильно поседел,похудел, остались, как говорится, кожа да кости. В 1946 году вернулся с войны и сын, Загит. Жизнь потихоньку стала налаживаться. Загит женился. У Хидаи и Гилемзяна появились внуки. На старом фундаменте возвели новый дом, более привлекательный и красивый. Вот в этой трудолюбивой, многодетной семье вырос Риф – будущий Герой России, генерал.

У «святого камня»

В последний день августа того года Риф проснулся раньше всех и стал перебирать в памяти наставления бабушки и матери: «не курить; без разрешения не возвращаться домой; не дергать девочек за волосы!» и самое важное:«хорошо учиться!»

Сможет ли он выполнить их этот наказ, все-таки предстоит учиться ему на чужбине – сегодня отец отвезет его в Киргиз-Мияки, где он пойдет в пятый класс. Эта мысль сильно его тревожила.

Когда мотоцикл «Урал» взобрался на вершину горы Кошай, солнце только еще взошло. Остановились у «святого камня» величиной с большой сундук. Говорят, кто посидит на нем, прочтет молитву, тот обязательно возвращается домой здоровым и невредимым. Когда Гилемзяна отправляли в «дом отдыха» в Белебей, его слезы капнули на этот камень. Попрощался с родной стороной у этого камня и сам Загит, когда уходил на войну. Может быть, верно то, что люди говорят об этом камне, им обоим посчастливилось вернуться домой. Деревня отсюда видна как на ладони. С двух ее сторон протекают речушки Кошай и Мюлькай. Вода в них чистая, как хрусталь. В их долинах растут кудрявые березы, вперемежку с зарослями ольхи и ивы. Дема и озера окутаны белым туманом.

Красота, о которой говорят, неописуемая. Хотя немного тревожно, но все же настроение у Рифа бодрое – его жизненный путь, как и деда и отца, начинается со «святого камня».

- Сынок, - нарушил тишину Загит, - за эту священную землю, которой мы сейчас любуемся, я воевал на фронте, проливал кровь. Прошагал через всю Европу до Берлина, завоевал Победу и с честью вернулся на Родину. И ты, где бы ни был, не забывай эти просторы, этих рек и родную деревню.

Не было бы счастья…

- Не встретить бы мне её, если бы не сломалась нога, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло, - пошутил однажды Риф. Это он по поводу встречи с будущей женой.

Учился он тогда на последнем курсе Рязанского высшего воздушно-десантного училища. Январь. Стояли лютые морозы. С самолёта, летавшего над рязанскими лесами, один за другим «сыпятся» парашютисты. На земле ждет их бой, приравненный к настоящему. Без куска хлеба и капли воды, они должны повергнуть «врага», через сутки собраться на назначенной поляне, в «штабе».

Приземлившись, Риф быстро собрал парашют и скрылся в чащобе. Полез на толстую сосну, не заметив, что кора её обледенела, поскользнулся и свалился на землю с высоты 4-5 метров. Ногу, словно огнём, обожгла сильная боль, пополз в сторону штаба. Когда нога задевала за сучки, торчавшие из-под сугробов, ударяло словно током. Его заметили товарищи-десантники и отправили в госпиталь. Там запала ему в душу одна из медсестёр. С первого взгляда понравилась она ему. Темноволосая, глаза чёрные, когда смеётся, на румяных щёках появляются малюсенькие ямочки.

Однажды девушка не появилась на работе. Не было ее и в другой день, и в третий… Весь извелся парень от переживаний. Пришла она только через неделю. Лицо почернело, глаза опухшие, сильно похудела. На вопрос парня, что с ней, ответила охрипшим голосом: - Маму похоронила. Одна я осталась теперь, - продолжать разговор у девушки не было ни сил, ни желания, ни времени.

Сломанная нога у Рифа быстро срослась. Перед выпиской из госпиталя он сделал девушке предложение: стать его женой. Родители Рифа также одобрили выбор сына. Рифу и Людмиле после свадьбы часто приходилось переезжать с одного места на другое, из гарнизона в гарнизон. Временные квартиры, неустроенный быт не смогли помешать их счастью.

На страже мира

Шла война между сербами и хорватами. Возле вышки наблюдения собралось несколько тысяч вооруженных сербов. Все они смотрят на командира русского батальона миротворческих сил ООН Рифа Гиззатуллина, который, отдав пистолет командиру сербов, поднимается на вышку. Послышалась ломаная русская речь: «Какой смилий командир!» Когда Риф начал говорить о том, с какой целью прибыл сюда, воцарилась тишина. Казалось, все понимали, что эта междоусобная война ни к чему хорошему не приведет.

Вскоре с такой же целью пришлось идти Рифу Загитовичу к хорватам. Дороги нет. Нужно пройти через минное поле. Но бывшего командира разведки, знающего до тонкости саперное дело, это не испугало.

Успешно прошли переговоры и с хорватами. Наконец, представители двух народов пришли к обоюдному согласию покончить с войной. «Чтобы установить мир на Балканах, оказывается, требовалось старание парня из Башкортостана», -подумали тогда с улыбкой командир миротворческого батальона.

Из госпиталя на войну

Тогда Риф служил в Пскове. Еще не поправившегося от болезни командира полка срочно вызвали в штаб. Полк на самолетах, погрузив в них и БМД, оружие, боеприпасы, отправляется на Кавказ выполнять поставленную командованием задачу. В тот же день с ходу пришлось десантникам вступить в бой с боевиками.

Несколько позже перед Р.Гиззатуллиным поставили задачу – освободить от боевиков город Гудермес. Задача эта была сложной даже для такого опытного командира, как Риф. Больше всего его беспокоила мысль, как уберечь от гибели своих солдат. Задачу-то полк его выполнит.

Слякоть. Дождь сменялся снежной метелью, потом снова дождь. БМД (боевые машины десанта) с десантниками, минуя страшные пропасти, осторожно поднимаются на вершину Сунджи. Офицеры, которые стоят в люках БМД, покрылись коркой льда.

Р.Гиззатуллин провел свой полк по местам, которые считались до этого непроходимыми для техники. Марш был очень тяжелым, в болотах техника вязла. У автомашин при буксировке не выдерживали крюки, отрывались. Танк приходилось вытаскивать двумя другими. Все выбились из сил. Добравшись до места, вступили в ожесточенный бой. Наконец, боевики не выдержали, побежали из города. Так сильно укрепляемый железнодорожный узел – Гудермес был освобожден. За умелое руководство полком в бою, успешное выполнение задания с малыми потерями (погибли четыре воина, шестеро получили ранения) и за личную отвагу полковнику Рифу Гиззатуллину, 38-летнему командиру полка, присвоили звание Героя России. До этого он был награжден орденом Мужества и многими медалями.

Супруга Рифа Загитовича, Людмила Александровна, окончила медицинский институт, аспирантуру, стала кандидатом медицинских наук, имеет много научных трудов. В марте прошлого года ей присвоено звание полковника медицинской службы. Ныне она начальник кафедры в военном институте. Сын Гиззатуллиных, Денис, после службы в армии, кстати, он тоже служил в десантных войсках, окончил строительный институт, работает инженером на стройке. Дочь, Юлия, окончила Финансовую академию и работает по полученной специальности.

Ким Садыков, селькор. (газета «Октябрь» №72от 8 сентября 2010 года).

Фото из семейного альбома и Татьяны Семенко.

Путь к генеральским погонам
Путь к генеральским погонам
Путь к генеральским погонам
Путь к генеральским погонам
Путь к генеральским погонам
Путь к генеральским погонам
Автор:
Читайте нас: