Все новости
Бессметрный полк
28 Апреля 2023, 09:17

История про моего деда Динмухаматта

Представляем следующего участника акции - Халиков Динмухаммат Нурмухамматович. Историю о нем рассказывает внучка Рамиля Халикова - Муллабаева.

История про моего деда  Динмухаматта
История про моего деда Динмухаматта

Мой дед, Халиков Динмухаммат Нурмухамматович, родился 11 апреля 1906 года в с. Качеганово в крестьянской семье. Был первым ребёнком, после него в 1908 году родилась сестрёнка Минзада, и в 1910 — младший брат Мухамматгали.

Когда деду исполнилось 11 лет, умерли родители. Трое сирот остались на руках бабушки Ляйлябядяр. Учиться им не пришлось. Чтобы прокормиться, дед нанялся пасти деревенский скот. Тяжела была сиротская жизнь. В голодном 1921 году умер от голода Мухамматгали. Сестра Минзада вместе со знакомой женщиной уехала в Узбекистан. Больше о ней ничего не было слышно. Остался он совсем один. Без
родителей, без родных и близких людей. Дедушка рано женился на девушке из своего села Машруфе. Начали жить в деревне Акъяр. Один за другим пошли дети. Всего родилось тринадцать детей, но в живых осталось только четверо.
Вступили в колхоз, трудились день и ночь на поле и на ферме. Жили душа в душу. Считали себя счастливыми. В марте 1940 года родился долгожданный сын Равиль, мой отец. Это был самый счастливый день в жизни деда. Он так радовался, всем говорил, что у него родился наследник.

Но тут грянула война. Был солнечный августовский день. Жали лобогрейками рожь, старались, пока стоит погода, убрать урожай. Деду
прямо на поле принесли повестку. Уходя на войну, жене запретил провожать его дальше ворот. Верил Димекяй, что скоро вернётся, верил, как и многие другие, что война долго не продлится. Дети, жёны не могли оторваться от тех, кого провожали. Все плакали, голосили. Уходящие старались быть весёлыми, играли на гармошках, пели песни. Но всё это не могло заглушить плач провожающих женщин. Так убиваются только по покойникам. Я встал на пригорке и крикнул: «Что же вы? Давайте скорее!», - вспоминалдед.

Сначала были учебные занятия в Алкино. В это время моя бабушка узнала, что у неё под сердцем начала биться новая жизнь. И, где пешком, где на попутных подводах, отправляется она к мужу в Алкино, чтобы сообщить ему эту весть. Дед не мог нарадоваться такому известию и принял его, как пророчество своему скорому возвращению. «Вот увидишь, я скоро вернусь», - сказал он.
 
На фронте дед был миномётчиком. Три раза был ранен, лежал в госпиталях. Но вновь и вновь становился в строй. Помню, как он рассказывал: - Это было под Сталинградом. Меня, раненого, на бричке вывозили с поля боя. Мне встретился мой друг детства,
Юнусов Гиният. Они как раз на передовую. «Ранило тебя, друг?» - спросил он. Больше я его не видел. Не вернулся он с того
боя. Жене пришла «чёрная бумага», остались малые дети.

Ещё одна история, рассказанная дедом: «Лежим в окопах, а немецкий танк утюжит траншею. Я только успел голову в сторону повернуть. После боя товарищи откопали меня. Жив я остался».

За героизм, проявленный в Сталинградской битве, награждён орденом Красной Звезды. Сам он так рассказывал об этом: - Наш отряд лежал в лесу. Над нами пролетел немецкий разведчик. «Ох, - подумал я, - сейчас будет налёт». Рядом было хлебное поле. Рожь была высокая, колосья тугие — урожай в том году был славный. Велел я ребятам перебраться туда. Не прошло и получаса, как началось.
Бомбы так и сыпались на лес. От дубняка только щепки остались. А мы все выжили. По долгим военным путям дошёл до Венгрии.
- Э-эх, не дошёл я до Берлина, - сокрушался он всегда. - Показал бы я Гитлеру свой кулак.
 
После победы от деда многие месяцы не было вестей. Думали уже о худшем. Но он был жив. Несмотря ни на что был жив. Их перебросили на Дальний Восток. Но, как он говорил, там уже всё было закончено, и в военных действиях они не участвовали.
 
В октябре 1945 года возвратился Димекяй в родной дом. Многие, с которыми он уходил, не вернулись. Привёз его домой на бричке родственник Юнусов Зиннат.
 


Автор:
Читайте нас: