Ещё когда они вели кочевой образ жизни, застилали коврами стены и полы в юртах. Тем самым утепляли и украшали свои жилища. Сегодня же паласы носят больше декоративную функцию. А для некоторых – это не только увлечение, но и настоящее культурное наследие.
Несмотря на множество домашних дел и забот по хозяйству, башкирские женщины находили время для творчества. Ковры и паласы также были частью приданого невесты. Наверное, поэтому каждая мама находила время и ткала паласы для своих дочерей. Причем не один, а несколько.
Миляуша Абайдуллина, ведущий методист уфимского этноцентра «Урал»: «Обязательным было соткать каждой дочери в приданое палас. У нас, в наших краях, Миякинском, Давлекановском районах, ковры ткали не только дочерям, но и сыновьям тоже. Я просто сама занимаюсь ковроткачеством. У меня бабушки занимались ковроткачеством. Я много слышала рассказов от бабушки, что применяли и как они переносили орнамент. Например, когда приезжает невеста в их деревню из другого района, они все обязательно шли смотреть ее приданое, это был палас. И если в этой деревне не было такого орнамента, то они брали его, и по цепочке каждая для себя ткала этот орнамент на своем паласе».
С некоторыми мастерицами мы знакомили раньше своих читателей, сегодня мы знакомимся с творческими работами Залифы Янышевой, Фирюзы Аглетдиновой и Миннур Гатауллиной из с.Богданово. Эти рукодельницы продолжают дело своих матерей. Создавая красоту, они своими навыками и знаниями охотно делятся с молодым поколением, чтобы национальное наследие продолжало жить.
Одна из мастериц по изготовлению паласов Залифа Янышева. От своей матери она научилась этому делу, и поначалу занималась ткачеством, но потом работа, профессия учителя занимала много времени. И приняться за паласы практически было некогда. С выходом на пенсию Залифа Фатиховна посвятила себя любимому делу и вот уже на протяжении десяти лет она вместе с подругами занимается паласами. Ведь настоящий палас, это не только ткачество, но и требование, чтобы нить была натуральная. А это значит, что весь процесс включает в себя и стрижку овец, и подготовку шерсти, прядение, сматывание в матки, покраска, сматывание в клубки и только потом можно приниматься за ткачество. В процесс подготовки станка и натягивание нитей основы, также входит определение каким будет орнамент и строгий математический расчет каждого сантиметра будущего паласа. Рукодельницы многие работы по подготовке пряжи выполняют сообща, помогая друг другу. Они также заснимают видео, которые применяют при участии в фестивалях и конкурсах, где занимают призовые места.
С детских лет была знакома с работой по изготовлению паласа Фирюза Аглетдинова. В то время ее мама Венера Гадельшина ткала паласы и учила дочь, передавая ей тонкости работы. Занимаясь ткачеством, Фирюза сама ткала и учила своих односельчанок Миннур, Анфису. В настоящее время, когда кто-нибудь готовится к созданию нового паласа, она всегда помогает в подготовительных работах. У Фирюзы семь больших паласов и более 20 дорожек. Дом, хозяйство тоже занимают немало времени, но эта жизнерадостная женщина находит время на все. Из коровьего молока она делает замечательные вкусные сыры.
Миннур Гатауллина стала заниматься ткачеством сравнительно недавно, но уже успела научиться все делать быстро и правильно. Об этом свидетельствует третье место на региональном конкурсе «Веков связующая нить», где нужно было на скорость выполнить на паласе законченный узор. Вместе с подругами она участвует в различных районных и республиканских конкурсах и в умении старается не отставать от них.
В передаче некоторых тонкостей молодому поколению помогает одна старейших мастериц, жительница д.Култай- Каран Зубарзят Еникеева.
А вот заниматься ткачеством на профессиональном уровне рукодельницам помогли уроки, мастер-классы народного мастера по традиционному башкирскому паласу Гузель Валитовой, проводимых в ЦДК с.Киргиз-Мияки в рамках проекта «Живая мастерская».
Одной из основных задач мастерской было изучение и развитие искусства ткачества паласов, что помогает возрождению ткацкого ремесла. Этой традиционной ремесленной технике, которая является неотъемлемой частью культуры и наследия Дёмского региона, придается особое значение. Здесь проводились мастер-классы и семинары, где опытные мастера передавали свои знания и навыки в области ткачества.
Богдановские мастерицы охотно помогают молодым освоить это башкирское народное ремесло. На занятия к рукодельницам приходят ученица 7 класса Ямиля Гималетдинова и 6 класса Ильзира Зарипова Тамьян-Таймасовской школы.
Недавно богдановцы по программе «Трезвое село» стали победителями в районе и вышли на республиканский уровень.
Татьяна Семенко.
Фото автора.