- Лена Диасовна, итоговое сочинение – это своеобразный допуск к итоговой аттестации?
- Совершенно верно. Поэтому уже сейчас важно вести тщательную подготовку к нему. Читать литературу, уметь пересказывать рассказы, а также размышлять. Именно это умение – залог на то, чтобы успешно справиться с написанием сочинения, и не создавать себе лишних проблем, а спокойно продолжить подготовку к экзаменам.
- Какие изменения есть в текущем учебном году?
- В 2021-2022 учебном году обновлены направления сочинения. Реальные же темы станут известны на самом экзамене. Таким образом, актуальные направления итогового сочинения – это «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»; «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»; «Преступление и наказание – вечная тема.»; «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»; «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина». По каждому из них дается комментарий.
- Давайте остановимся на них подробнее, ведь они могут помочь выпускникам в их размышлениях?
- Конечно. Тематическое направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека» нацеливает на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной. Можно написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства.. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей. Тематическое направление «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?» заостряет внимание на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020-2021 гг. Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред.
- Тематику преступления и наказания наверняка все помнят со школы. Она до сих пор остается актуальной?
- Да. Это направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского. Следующее тематическое направление «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня» позволяет высказаться о произведении различных видов искусства, которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника. Ну и последнее направление «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
- Выпускники активно готовятся к предстоящему для них испытанию, а что же учителя?
- Они также усиленно готовятся к успешному проведению сочинения. Например, 23 сентября в МБОУ СОШ №2 с.Киргиз-Мияки прошел районный семинар учителей русского языка и литературы «Итоговое сочинение 2021-2022. Что важно знать?». Методист Гульнара Зубайдуллина рассказала о системе работы с 11-классниками по подготовке к итоговому сочинению, предложила возможные темы по каждому направлению и ряд художественных текстов, которые можно использовать в качестве иллюстративного материала к аргументации, представила презентацию по данному вопросу. Учителя-предметники проанализировали направления тем итогового сочинения 2021 года, которые даны в текущем году, включились в активное обсуждение. 14 октября и 18 ноября 2021 года состоялись практические семинары учителей русского языка и литературы, преподающих в 10-11 классах, по подготовке к итоговому сочинению. Проведен практический разбор с анализом различных вариантов сочинений, методических приемов обучения написанию связного текста. 21 октября 2021 года учителя нашего района приняли участие в республиканском семинаре «Актуальные вопросы подготовки к итоговому сочинению-2021». Семинар прошел в дистанционном формате и был организован Центром подготовки к ГИА по русскому языку и литературе при Институте филологического образования и межкультурных коммуникаций БГПУ им. М.Акмуллы для руководителей методических объединений, учителей русского языка и литературы, истории и обществознания, методистов отделов образования. В программе семинара были рассмотрены темы: «Особенности проведения итогового сочинения (изложения) в 2021-2022 учебном году», «Развернутый комментарий тематических направлений», «Метапредметный подход к обучению итоговому сочинению: требования ФГОС и ФИПИ».
- Пожелаем удачи выпускникам и учителям!